БАЛТИМОРСКАЯ МАТРЕШКА — 2/4

Иван Тропов
ГЛАВНАЯ     
БАЛТИМОРСКАЯ МАТРЕШКА
0 1(o)
1(j)
2 3 4
4(k)



2. Comпушки

Чем сложнее система, тем больше у нее слабых
мест, через которые могут работать вирусы, и тем
изощреннее может быть их действие. При этом самая
сложная из всех существующих систем обработки
информации есть буквально у каждого. Да-да, я
говорю о неокортексе в ваших головах.

А. П. Касперский    
(плакат в учебном секторе Ковчега)    

Жили два брата. Отец у них был офицером, и жили они в военном городке. Делать нечего, скукота, и оба на "Контру" подсели, постоянно в нее резались. И вот однажды летом, когда их отец уехал проводить сборы, они нашли какой-то американский сайт с модами для "Контры", а там линки на похожую игрушку, типа тренажер для американских спецназовцев. Еще круче "Контры", и, главное, совершенно фриварная. А игрушка реально классная. И графика почти фотореалистичная, и уровни огромные, и сценарии интересные. Старший брат от нее совсем голову потерял.
А младший не стал играть. Там можно было играть только за америкосов, и почему-то всегда против русских. Младший сказал, что да пошли они, звезднополосатожопые, со своей пропагандой... А старший хмыкнул, пальцем у виска покрутил — подумаешь, против русских! это же условности! И давай дальше долбиться в игрушку.
Целыми днями.
И всегда за америкосов.
И всегда так выходило, что против русских — хотя, вроде, и китайцы с арабами должны были попадаться, судя по месту действия. Но получалось так, что почему-то всегда против русских...
И чем дальше кампания, тем интереснее. Уровней до хрена, а дойдешь их все — на сайте игры постоянно обновления выкладывают. Но уже в закрытом доступе. Чтобы их скачивать, надо зарегистрироваться.
Не просто логин с паролем и пол с возрастом, которые какие хочешь вбивай, все равно бот запросы обрабатывает, и никто твои данные толком не проверяет, — нет. Тут настоящие, подробные анкеты, и обрабатывают их явно люди. На фу-фу не проскочишь. Надо всю анкету, честно, вдумчиво заполнить. Потом ждать подтверждения. Сначала что просто дошло. Через несколько часов, что проверили. Если где-то невнятно ответил, придется уточнить. Хорошо хоть, отвечать можно не обязательно на английском, а и на родном языке. Уточняющие вопросы приходили уже на русском. Правда, и отвечать на них надо было куда подробнее...
Возни много, но игрушка того стоит. Каждое дополнение — одно другого интереснее. Так что старший брат все анкеты заполнял. Потом оказалось, что надо к анкетам фоты добавлять. Брат и фотки отсканировал. Сначала только лицо, потом в полный рост, дома, на улице, с друзьями, потом родственников...
Неделя проходит, другая. Старший брат все рубится в эту игру, и чем дальше, тем больше. Вообще из-за компа почти не вылазит. Ну, только чтобы младшему по уху дать, чтобы насчет компа не канючил дать поиграть, — комп у них один был. Младший вообще лишился доступа к машинке. Ну, только когда старший брат на кухню убежит за бутербродом, или отлучится на толчок.
А один раз брат в сортире засел, младший смотрит, а на экране, среди убитых врагов — они там долго не исчезали — один ну прямо вылитый их дядька. Он майором был в том же военном городке. И, главное, в игре — он тоже майор. И форма в точности такая же, в какой он ходил. Он всегда в старой полевой форме ходил, так как любил поддать, и частенько перебирал. И вот в игре он тоже в старой форме. Ну совсем точно такая же. И лицо, и фигура, — все точно такое же, тютелька в тютельку.
Младший у старшего брата спрашивает — что это? А старшему все равно, лишь бы новое обновление получить. Отогнал брата, и дальше в игру рубится.
Проходит еще дней пять. Как-то младший брат случайно глянул на экран, пока старший на кухне холодильником гремел — а там, среди убитых русских... Один то ли так упал, что кажется похож, — но будто их отец... А рядом другой — точно как их дядька... И почему-то у него пулевое ранение в ногу, а добит — штыком в грудь.
И брат, когда в сортир заседал, вместо книжки стал брать штык-нож, который еще от деда остался. Раньше просто на ковре висел, рядом с саблей, а теперь брат его каждый день снимал и на пояс примеривал. Сам уж месяц не мылся, воняет как от козла, зато каждый день любовно правит штык на точиле, лезвие уже сверкает, как новенькое.
Младший брат хотел кому-нибудь рассказать — но кому? Он своим друзьям начал рассказывать, но те только посмеялись. От кого-то даже до директора школы дошло. Хоть и каникулы, а директор позвонил, выговорил и заставил сходить к психологу в поликлинике, чтобы больше не выдумывал. Хорошо еще, телефон взял сам младший брат. А если бы старший брат узнал?
В игре, когда он от компа отрывается, уже все убитые русские — либо как дядька их, либо как отец. И все заколоты штыком...
Отцу бы рассказать, но тот еще месяц на сборах будет, а по сотовому... во Владик-то, на роуминге? Часа два объяснять? Да отец его прямо по телефону съест за такой счет.
Дядьке? Пришел он к дядьке — но там открывает его жена, и говорит, что дядьки уж с утра нет. Натянул свою самую старую форму и сказался, что пошел племянников наведать. А сам, свинья старая, выходит, с друзьями заквасил. Ну а если он в запой уйдет, то может и неделю не объявляться...
Брат совсем убитый возвращается домой — и о, чудо! Старший брат — чистенький, расчесанный, благоухает шампунем. И одежду выстирал, и в комнате прибрался, и даже пол помыл. Чудеса в решете! Только вот на паркете в прихожей, в одном месте возле двери... Сверху чисто, но в щели между старыми паркетинами... Будто что-то черное попало.
Тут в дверь звонок. Отец со сборов явился. Заходит, прямо в полевой форме...
Лис замолчал.
— И что? — поторопил Пацак.
Лис молчал.
— Эй, Лис! Уснул?
Но Лис упрямо молчал.
— Ну что дальше-то было?!
Лис устало вздохнул в темноте.
— А никто не знает, что дальше было. Соседи слышали, как кричали там по-дикому. А когда в квартиру сунулись — везде кровища. Два трупа и один безумный. Отец весь истыкан штыком, прямо рубленая котлета, а у старшего брата горло перерезано. Рядом штык-нож валяется, отточенный как хирургический скальпель. А младший брат над отцом сидит, и все руки у него в крови. Он потом рассказывал, что старший брат сначала на отца набросился, а потом себе горло перерезал. Да только ему, конечно, никто не поверил. Потому что он еще много чего рассказывал. И про то, что его брат будто бы и дядьку тоже убил, а еще в какую-то странную игру играл, — но на компе никакой игры не нашли, конечно. Там вообще ничего не нашли. Оба винта отформатированы начисто. А дядька, наверно, просто где-то за городом загулял да и сдох под забором...

***
— Бывают B-moves, а бывают D-tales, — заметил Туз. — Чтобы сын военного набросился на человека в нашей форме? Да еще — на своих родных?.. Что у него при этом должно твориться в голове? Как ты себе это представляешь? Нереально.
— Нереально? — в голосе Лиса прорезалась обида. — А ты думаешь, ты все о себе знаешь? Контролируешь все, что происходит в твоей голове? А в снах как? Когда ты во сне видишь кого-то, и вдруг тебе говорят что-то совершенно неожиданное? И настолько умное и по делу, что ты даже после того, как проснулся, еще долго размышляешь об этом? Кто это все выдумывает? Кто этот чертовски хитрый сукин сын, который режиссирует твои сны и сочиняет диалоги?
— Подсознание... — пробормотал Туз.
— Но это же не чужой дядя со стороны! Это ведь тоже из твоей головы берется! Это тоже ты! Только не осознаешь этого. Потому что даже в своей голове ты не везде хозяин. Так, живешь в уголке первого этажа. А есть еще чуланы, чердаки и подвалы, и оттуда иногда тоже доносятся разные звуки... Ты — только один из процессов, выполняемых твоим мозгом. А таких процессов в твоей башке — десятки и сотни, может быть... И таскменеджера, чтобы контролировать все эти процессы, у тебя нет... Пока во сне лоб в лоб не столкнешься, можешь вообще не подозревать, что это существует...
Туз раздраженно фыркнул:
— Даже если это теоретически и можно использовать, в играх-то это откуда возьмется?
— Да проще некуда, — сказал Лис. — Подваливают два человека в черном к тому, кто в игродельческой конторе отвечает за сведение графики и звука на последних стадиях, и делают предложение, от которого невозможно отказаться: ты нам весь матерьяльчик принеси, а мы тебе его утречком вернем. Никто и не заметит, что что-то изменилось. Даже размер файлов не изменится. А Дядя Сэм будет доволен, и у тебя проблем не будет.
— Запугать сотни игроделов? И чтобы не было никаких слухов об этом? Чтобы никто ничего не сболтнул ни разу, даже в баре по пьяни или личному психоаналитику? Да нереально!
— Зачем кого-то пугать? — мрачно сказал Лис. — Все куда проще. Сам подумай: если кто-то научился зомбировать других через игры, то что можно сделать с живым человеком при общении в реале?.. Тут уж растроение личности организовать не проблема! А нужно-то — всего маленький пробел в памяти...

***
— КАКОГО ХРЕНА!
Крик ударил по ушам, едва включился свет.
— Что случилось?
— КТО... — у Пацака перехватило горло, он судорожно хватал ртом воздух. — КТО БЫЛ ЗДЕСЬ НОЧЬЮ?!!
— Да что...
— КТО ЗАХОДИЛ В НАШУ КАЮТУ?!!
— Не ори... — процедил Лис, садясь на кровати. — Кто к нам мог заходить, если я клал ложку на ручку? Она бы загремела, если бы кто-то попытался... Вон! Лежит, как лежала. Никто к нам не мог зайти. Успокойся.
— Заходил! — Пацак даже не оглянулся на Лиса. По-прежнему стоял, худой и трясущийся, стиснув в руках простыню, и дико пялился на дверь.
— Да с чего ты взял-то? Пацак! — Лис пощелкал пальцами. — Паца-ак!
Но тут и Туз озабоченно пробормотал:
— Заходил... Смотри, — он указал на дверь.
Не на ручку с ложкой поверх, а выше, где на двери висел календарь под стеклом.
Здесь везде что-то висит. В столовой — с десяток забавных плакатов. И просто надписи, и с рисунками. В нашем коридоре в стенах даже есть специальные ниши, вроде окон в никуда, там висят доски под плакаты, но еще пустые, — кажется, будто черные зеркала. А на дверях во все каюты, с внутренней стороны, месячные календари под стеклом. Чуть разные, но все из одной серии. Числа на фоне бледных узоров. Что-то вроде фрактальной графики.
— Теперь другой... — глухо пробормотал Туз.
— К-кто ег-го пом-ме-менял? — проблеял Пацак. — Кто здесь ночью...
— Тихо! — шикнул Лис.
На цыпочках скользнул к двери, снял ложку и выглянул в коридор.
Где-то за поворотом оживленно говорили, но тут же затихло. И вдруг снова, гораздо ближе: кто-то что-то спросил, другой голос ответил. Стихло. Быстрые шаги, как-то странно звучащие. Из-за поворота появился Артур — босиком, в одних трусах.
— Игорян и Стас не у вас?
Лис смерил его хмурым взглядом. Не стал интересоваться, с какой стати их Игоряну и Стасу быть у нас. Только спросил:
— Когда? Вечером? Пошли к психологу, и?..
— Не накаркай, придурок! Ничего с ними не случилось! Все вместе спать ложились!
— А куда же делись?
— Н-не знаю... Проснулись — их нету... И одежды их нету... — он махнул на Лиса рукой и бросился дальше по коридору.
Лис послушал, как Артур справлялся у соседей. Затем закрыл дверь и оглядел нас.
— Легли спать все вместе... — повторил Туз.
Лис посмотрел на ложку в своей руке, потом на календарик.
— Кажется, — сказал Батый, — узор чуть сдвинут, и масштаб стал больше?
Туз с Пацаком, забыв про одежду, уже деловито обстукивали стены.
— Лис, а в остальных каютах? — спросил я.
Лис кивнул и шмыгнул в коридор.
— Ну где, где же они могли пройти-то, если не в дверь... — бормотал Туз. Закончив со стенами, он изучал трещинки на потолке.
Пацак уже стучал во второй комнате.
— А никого и не было, — вдруг сказал Батый.
— Ну да, как же... Оно само поменялось...
— Почему бы и нет? — мягко заметил Батый.
Он все стоял перед плакатом, внимательно разглядывая его. Сощурился, почти уткнулся носом в стекло.
— Я не знаю, как правильно это назвать, но это не бумага. И не монитор. Зерно очень-очень мелкое, как на мониторе. Но не монитор. Не светится. Просто отражает свет...
В самом деле. Если стекло прижать, и подергать из стороны в сторону — есть люфт — то с одной стороны можно сделать щель в пару миллиметров. А в щели — шлейф угадывается, еще проводки...
— Электронная бумага!
— Вделанная в дверь? И запрограммированная на переключение картинки? — Туз помотал головой, отказываясь верить: — Но зачем?!
А Лис все не возвращался. Я выглянул в коридор. Там назревала буча.
В самом длинном пролете коридора сгрудились почти все наши:
— Нет, Дисней ведь без одежды пропал...
— Ничего не значит! Может быть, его тоже никто не принуждал, он сам ушел?
— В эти коридоры?! Сам?! По доброй воле?!
— Ну эти-то точно сами! Ведь оделись же, и тихонько! И ушли незаметно! Явно заранее сговорились!
— Нет! Не сами! — перекрыл всех Бюрг. Крупный и объемный, как пивной чан. И голос такой же внушительный, будто по цистерне лупят ломом: — Мне Игорян еще позавчера говорил, только я сначала решил, что он дурака валяет, как обычно...
К нему сдвинулись еще плотнее:
— Что говорил?
— Да не тяни, Бюрг!
— Не что, а кто, — с расстановкой сказал Бюрг. — Кто-то был в нашем коридоре. В военной форме, но не наш Перик. А может быть, и вообще... Игорян сказал, он был странный. Желтый и узкоглазый, но не китаеза, а вроде нашего Батыя. И тоже крупный. А двигается — совершенно бесшумно. Игорян его совершенно не слышал. Просто почувствовал что-то, обернулся — и чуть концы не отдал. Этот узкоглазый у него прямо за спиной стоял. И в руке что-то...
— Палм? Как у Перископа...
— Нет, не палм. Игорян толком не разглядел, он и человека-то нормально не разглядел, не в том состоянии был. Но не палм, крупнее. Типа планшетки, только с каким-то странным отростком. Вроде антенны, как у старых сотовых, только потолще и покрупнее...

К завтраку выяснилось, что человека с планшеткой видели еще двое.
С Кешей было то же, что и с Игоряном. А вот с Тигрой — иначе.
Тигра не только за компом герой, он еще и в страйкбол неплохо играет. Как маскируется и в атаке — не видел, не знаю; но ходить умеет почти бесшумно. Даже в нашем коридоре, где и пол, и стены бетонные, и от любого шага стук с эхом, Тигра ходил едва слышно. И любил этим попижонить. Подойдет со спины, быстро и бесшумно — и пальцами прямо над ухом: щелк! Эффект тот еще.
А тут он по делу пошел в конец коридора — до туалетов. По пути кивнул троим ребятам, они в центре коридора стояли, трепались тихонько... Тигра нужду справил, и так же тихо, своей фирменной походочкой, крадется обратно, царь бетонных джунглей...
Успел пройти ровно один пролет коридора. И чуть не схватил инфаркт.
Тигра как раз обогнул колено коридора... на автомате скользнул взглядом дальше по стене, туда где следующий поворот, сделал даже еще пару шагов... а потом понял, что слева от него — не сплошная стена.
Человек! Слившийся со стеной человек! Пока Тигра обходил выступ, человека выдавливало из стены...
Он будто вылуплялся из нее, такой же неподвижный, как бетон, такой же безжизненный. Даже зрачки не двигались. Как у манекена...

— А он не сочиняет? — спросил я.
— Ты бы его видел! — обиделся Туз.
— Но антенна? — укорил за несообразительность Батый, но так ласково, будто усюсюкивал младенца: — Мы ниже уровня земли. Даже если мачта с передатчиком стоит прямо над этим местом, железобетонные перекрытия подавят любой сигнал.
— А если это адаптер для беспроводной локалки? — возразил Туз. — В стенах передатчики. Через них что-то скидывает прямо на планшетку.
— Если бы внутри была сеть, — заметил Батый, — приказы на догтэги посылали бы через эту сеть, майор не ходил бы по столовой с палмом.
— Это не антенна, — вдруг сказал Пацак.
— В смысле?
Пацак поглядел на Туза, будто просил подмоги. Туз неохотно пробормотал:
— Бюрг говорит, что Игорян пропал после того, как с этим шаманом повстречался... И Дисней... Может, он тоже с ним встретился?.. Эта не для радиосвязи антенна. И планшетка эта — совсем не планшетка...
— Народ! — вступил я, пока они не договорились до чего-нибудь совсем дикого. — Не надо сходить с ума. Этого вашего Шамана, может быть, вообще нет. А если и есть, то ходит здесь не для того, чтобы чем-то облучать нас, своими делами занят.
— Ага! — сказал Туз. — И какие, интересно, у него дела в нашем коридоре?
— Он ею указывает, — сказал Пацак. — Выбирает, кто следующий...
— Пацак! — рявкнул Лис. — Кончай нести дичь!
— Это не дичь! Чем дольше находишься в коридоре, тем ближе он оказывается, когда его замечаешь... А если ты его так и не заметил, пока он не приблизился вплотную... — Пацак шмыгнул и гулко сглотнул.

***
В столовой на тарелки с овсянкой никто не глядел. Все ждали, когда придет майор.
— Все, ребят! — заявил Фокс. — Не знаю, как вы — а я все! Больше в эти коридоры не пойду!
— Сейчас Перик придет, со своего палма скинет, и пойдешь как миленький...
— Нет! Все, хватит! Прямо сейчас у него все и выясню, что за хрень тут происходит! И пока не объяснит, ни к какому психологу я больше не пойду! Через эти коридоры... Нет уж!
— Плюс один, Фокс.
— Еще плюс!
— Кто еще со мной?..
Только сбивались в отряд сопротивления они зря. Майор на завтрак не пришел.
Прозвенел сигнал на окончание завтрака. Все повалили обратно в наш коридор, но по каютам никто не расходился.
— Не надо играть! — вещал Бюрг. — Я понял, для чего все эти игры, с утра до ночи! Это чтобы отвлекать нас! Чтобы у нас не было времени понять, что происходит, не было времени подумать и разобраться...
Народ поддержал. Даже Туз и Пацак.
— Не нарывайтесь, — шепнул им я. — Не знаю, что здесь с "губой", но, боюсь, если так пойдет дальше, то скоро мы это узнаем...
Но нет, все равно ушли в коридор, вместе со всеми. Кроме нас с Лисом и Батыем, в игре остались еще только две команды. В одной два человека, в другой трое. С Батыем мы их всех выносили на раз-два.
— Ого! — вдруг выдал Лис и пихнул меня локтем.
На мониторах Туза и Пацака вместо игровых менюшек всплыла надпись: "Немедленно вернуться к игре!"
— Сдается мне, Мессир, — сказал Лис, — все как и предсказано... Малые и большие прутняки не за горами.

***
В обед майора опять не было, народ начал роптать. И не только из-за майора. На обед оказалась та же овсянка, что и на завтрак. Впрочем, нам-то и еще паре столов выдали нормальные обеды.
Бюрг разорался на всю столовую:
— Эй! А почему мне один овес?! На завтрак была эта овсянка, и опять одна овсянка, и даже без сахара! А у Батыя вон, солянка! Одно мясо, а пахнет как! И борщ! И компот! А мне — овсянки на донышке блюдца, и пустая вода? Ты хоть смотри, что накладываешь!
— Что надо, то и накладываю, — из окошечка раздачи огрызаются. — Вот, видишь?
Солдат в поварском колпаке разворачивает к Бюргу крошечный мониторчик, как у кассового аппарата. На нем номер, фамилия Бюрга, имя-отчество...
— Вот твое меню. И если не сложно, позови сразу всю свою каюту, давайте вместе, чтобы мне с термосами лишний раз не возиться.
— В каком смысле? — дружки Бюрга лезут. — Нам что, тоже одну овсянку? Как утром? Опять?!
— Ничего не знаю! — солдат их обрывает. — Как написано, так и выдаю...
— Да почему?! — Бюрг совсем звереет.
— Играть нужно лучше, — от входа в столовую раздается.
Перископ пришел.
— Нужно?! — Бюрг ревет. — Да кому, к дьяволу, это нужно?!
— Родине нужно! — Перископ тоже рявкает. — Родине нужно, чтобы ты играл лучше, и ты будешь играть лучше, боец!
— Да не могу я лучше играть!
— Можешь. Тренироваться надо почаще, и все получится.
— Да мы и так только и делаем, что целыми днями гоняем поляну за поляной!
— Значит, плохо гоняешь! Думай не о том, как бы по коридору пошляться, или в креслах подрыхнуть, а об игре! Чтобы с чувством, с толком, с расстановкой!
— Да с каким еще-то чувством! — У Бюрка заиграли желваки. — У меня и так уже чувства... уже крыша едет... все вокруг будто через стекло, через вату, будто и не со мной... Будто я только сижу в этом теле, как наблюдатель, и ни за что уже не отвечаю... Еще неделю такой игры, и я совсем в этой кали-юге растворюсь... Тело само по себе будет ходить и играть, уже без меня...
— Симулируем, боец? Играть надо лучше, а не отговорки выдумывать! — Перископ упер руки в боки и с чувством продекламировал: — Как хорошо уметь играть! Не надо ныть, не надо врать, не надо к прапору бежать, накинь, мой милый, фрагов пять. Не надо к повару взывать. А можно взять — и обыграть!
Но к Бюргу уже подошла подмога, и с тяжелыми гаубицами: Тигра, за ним и остальные эм-стайловцы.
— А тот алтайский шаман зачем за нами ходит? — наползают на Перископа.
— Какой еще алтайский шаман? — вот теперь, кажется, майор в самом деле растерялся.
Но народ уже просек привычки Перископа. Научились снимать лапшу с ушей. По крайней мере, первую порцию...
— А то сами не знаете! Ну, может, не алтайский, а мансийский или чукотский... Узкоглазый манекен!
Хмурится майор.
— В вашем коридоре, Тигран?
— Да! То тут, то там! Так и крутится!
— Странно... Не положено тут никаких шаманов, здесь я кашеварю... Узкоглазый, говорите? Смуглый такой?
— Вот именно!
Майор вдруг подобрался:
— Нет таких.
Но Тигра прет как "Пантера":
— Ну да, как же! И облучателя у него тоже нет?
— Облучатель?
— Чем он нас облучает, что у нас у всех крыша уже почти едет?!
— Ну-ка, ну-ка... Вот с этого места подробнее. Явки, пароли, условные знаки... Какой облучатель? Обычная психотронная пушка, или с торсионным излучателем?
Тигру так просто не отошьешь, но Перископ с издевательской улыбочкой отбивал и все его следующие наскоки. И атаку Фокса с магнумцами отбил. И Бюрга. Играет с ребятами в слова, как с котятами веревочкой.
Ни слова правды. Как обычно. И все же...

***
Когда мне отстрелили голову в третий раз, я перестал возить мышкой. Все равно все невпопад. Бросил игру и откинулся в кресле. Было кое-что, что волновало меня куда больше виртуальной пули в затылок.
— Лис, тебе не кажется, что Перископ сегодня был...
— А, тоже заметил? — мигом обернулся Лис. — Малость не в себе наш майорчик, да?
Кивнул и Батый:
— Бледнее, чем обычно, мимика одеревеневшая, словно он с мороза, однако зрачки прыгают очень-очень быстро.
Выходит, не показалось... Тем хуже.
И чувствую на себе взгляд. Это Лис вопросительно на меня глядит. И в его глазах читаю вопрос, над которым и сам думаю:
— Может ли генератор напряжения на пять вольт убить человека?
До сих пор я думал, что лучше не лезть на рожон, просто перетерпеть. Помучают, но отпустят.
Но вот Перископ сегодня... Что с ним случилось, что он стал как боксера после бокового в висок?
А если не только вокруг нашего коридора что-то творится? Если и там, где живет остальной персонал базы, тоже что-то происходит? Что-то, чего не должно быть... И с чем даже они не могут справиться...
— Запросто, если упадет на голову...
— Вы о чем? — Пацак съежился, как напуганный воробей. Глядит то на меня, то на Лиса. — Какой еще генератор, какие пять вольт?..
— О том, — сказал Лис, — что пора взбивать сливки в масло, если хотим выбраться живыми и почти здоровыми.
— Лис, — сказал я, — не может же быть, чтобы никто ничего не знал? В тех каютах, из которых пропадали? Неужели никто совсем ничего?..
Лис кивнул и поднялся.
— Ладно, разведаю. Только и вы уж... Настреляйте фрагов на ужин, а то ведь и нас на овсянку переведут.

***
Но сам Лис с охоты вернулся пустой.
— Что? Совсем никто и ничего?
Лис поморщился.
— Кеша что-то знает, вроде бы... Он сегодня к психологу ходил, и вернулся какой-то... — Лис неопределенно помахал пальцами.
— А что говорит?
— Да ничего он не говорит! Старательно делает вид, что все нормально. А начинаешь его пытать — так он тут же: "Мне надо играть, мне надо играть!" Если что-то и знает, хрен кому скажет...

***
За ужином выяснилось, что не только Кеша какой-то не такой. Все четверо, кому пришлось после обеда ходить к психологу, были не лучше Кеши. И все упрямо делали вид, что ничего не случилось.
Как и наш майор. Он нам даже улыбался, но слишком уж старательно.
Впервые он был в столовой раньше нас. И не расхаживал по рядам, а стоял у входа. Внимательно оглядывал каждого входящего.
— Он что, — шепнул Туз, — считает нас, что ли?
Пацак зябко поежился:
— А почему у него лицо будто деревянное?.. И глаза... Как у куклы... Скоро совсем как тот Шаман станет...
Но тут наконец-то окошки раздачи открылись, и Пацак тут же кинулся получать еду. В основном из оконца выдавали миски с овсянкой на воде, в лучшем случае — с маленькими лужицами варенья поверх овсянки, но нашему столу — блинчики с мясом.
— М-м, здоровски! — потянул носом Пацак. — Если они и на вкус такие же, как па... А! — У Пацака округлились глаза. — Мессир, ты чего?
А я ничего. Просто врезал ему под столом в колено.
— Положи вилку, — приказал Лис.
— Да чего я...
— Не ори, дурак! — зашипел Лис. И судя по лицу Пацака, ему прилетело и по второй коленке. — И вилку положи! Сказано же! Проголодался он... Мелкий, как хомячок, а жрет, как беременная слониха...
Туз тоже положил вилку, так и не притронувшись к еде.
— Ребят?
А вот Батый уже все понял. Переложил свою порцию к Лису на тарелку и на меня смотрит:
— Я схожу за добавкой?
Если еда по фрагам, то Батыю положен хоть запеченный целиком мамонт.
— Обязательно. Только подожди, пусть Перископ уплывет.
— С кого начнем? — Лис спрашивает, потихоньку оглядываясь. — С Кеши? Или вон с той лягушки-путешественницы?
На нас тоже поглядывают. Наш столик притягивает и носы, и взгляды. Пять порций нормальной еды — посреди столиков с овсянкой и жидким чаем.
— Не так, — сказал я. — Для начала Бюргу и Тигре.
Подкормим заводил, а уж они сами всех остальных выстроят так, чтобы с нами любезничали...

***
И с нами любезничали. Правда, до Кеши не добрались. Народ гудел от другого — плакаты!
Оказалось, что стекла в нишах, которые вроде бы для плакатов, — не совсем под плакаты предназначены...
Если прижаться к стеклу, и закрыться руками, чтобы не мешал свет от ламп в нашем коридоре, то можно разглядеть, что за стеклами не доска или стена, а...
Это окна. Только с той стороны очень темно. Поэтому и видно нормально только в одну сторону — если смотреть оттуда. С той стороны наш коридор как освещенная сцена. А вот нам зрителей не видно.
Но иногда и по ту сторону можно что-то заметить. Какое-то светлое пятно.
У Батыя, впрочем, повторить эксперимент не получилось:
— Там ничего нет. За стеклом что-то плотное, задняя крышка стенда или стена.
— Нет, — покачал головой Туз. — Просто окна разные, и свет бывает не за всеми. Надо попасть так, чтобы в это время там светилась хоть какая-то лампа... Тогда можно кое-что разглядеть...
— Там огромный ангар, — сказал Пацак. — Такой большой, что ни дальней стены не видно, ни потолка...
— Это на глубине метров в сто? — хмыкнул Лис. — Ангар, у которого потолка не видно?
Если это ангар... — глухо пробормотал Туз. — Говорят, там вообще потолка нету...
— Ни стен, ни потолка, — сказал Пацак. — И пол не ровный, а с подъемом. Не бетон там, а земля и что-то вроде травы. А вдали — холмы. А главное, в небе...
— Две луны... — пробормотал Туз. — И двигаются быстрее, чем наша луна...
— Лампы на потолке? — осторожно и мягко предположил Батый.
— Перестань сюсюкать, как с даунами! — взорвался Туз. — Лампы, ага! Движущиеся по потолку! На рельсиках? Планетарий, типа? Подземный?! Здесь?!
— Брось, Туз, — сказал Лис. — Прожектора какие-нибудь, или их отражения. Какую-нибудь технику проверяют, или еще что-то... Передвигают ее, вот и меняется...
— Ага! И кто и зачем эту технику ворочает туда-сюда?!
— Возможно, там депо какой-нибудь одноколейки, ведущей отсюда в Москву? Или к какому-нибудь удаленному запасному выходу...
— Ты сам-то себе веришь, Лис?
— А Сова говорит, — сказал Пацак, — что какие-то тени там видел. Силуэты... Похожи на людей, только ростом раза в полтора больше...

***
Когда дали отбой, и остались только темнота и голоса, Пацак пробормотал:
— У меня такое чувство, что мы погружаемся куда-то... В какой-то ад проваливаемся...
— Если всему этому верить, — заметил я.
— Они не врут, — сказал Туз.
— Только не надо сходить с ума.
— Но они не врут! — воскликнул Пацак. — Мессир, это же правда! Я сам...
— Не надо. Сходить. С ума, — медленно повторил я. — Они думают, что не врут.
— Что ты хочешь этим сказать? — спросил Туз. — Им все кажется? Но я сам, когда гляжу на эти стекла... А особенно когда к психологу... Там, в коридорах...
— Но когда ты возвращаешься в наш коридор, ты ведь понимаешь, что это все были пустые страхи?
— А я видел! — вдруг сказал Пацак. — Честно, видел! Только не хотел вам говорить, потому что вы... Особенно ты, Лис, и Мессир...
— Перестань сам себя накачивать, Пацак! — рявкнул Лис. — Мало ли, что тебе от страха показалось... У страха глаза велики.
— И мне показалось? — спросил Туз. — И всем им?
— Если кому-то и показалось, не могло же одно и то же привидеться всем? — задумчиво проговорил Батый. — В таком случае...
Вот это мне уже решительно не понравилось.
— Вот что! — сказал я. — Сегодня у Лиса будет шаббат. А басню с моралью расскажу я.
— И о чем? — хмыкнул Туз. — О черном диске? Или о багряной флешке?
— Об острове Броди.
— Это где? — спросил Пацак.
— Это такой маленький островок в теплых морях. На нем живет человек сто туземцев, и когда-то это были самые счастливые люди на земле. Они ловили рыбу, собирали кокосы, разводили детей и тихо радовались жизни. И самым ужасным, что могло произойти на острове, были рассказы старой бабки про то, как много лет назад один рыбак пропал в море. А еще раньше, когда-то совсем уж давным-давно, два охотника повздорили из-за красотки, и один пырнул другого мачете. А так на острове царят мир, счастье и спокойствие, сущий рай... Царили. Пока однажды на остров не явился человек, который одним махом обратил это рай в ад.
— Кто? — шепнул Пацак дрогнувшим голосом.
— Ну, выглядел он как обычный торговец.
— Ничего себе... — поежился Пацак. Должно быть, живо представил, сколько обычных с виду торговцев он встречал в своей жизни. — И что он сделал?..
— О, это был действительно страшный человек. Он сделал такое...
— Ну что, Мессир?
Я тяжело вздохнул.
— Однажды он привез на остров телевизор.
— Телевизор?.. — кажется, от разочарования Пацак даже приподнялся на кровати, скрипнули пружины. — А при чем тут телевизор-то?
— Оказалось, что таких милых крошечных островков — очень много. Целый огромный архипелаг, и живут на этих островках аж сто миллионов человек. Где-то есть фабрика батареек, где-то фабрика телевизоров, а где-то в центре архипелага — даже всеостровная Телесеть Проверенных Новостей. Каждый день журналисты передают самые важные новости. Только тщательно проверенные. Голую правду. И вот жители островка Броди узнали, что на самом-то деле...
— Что? — потребовал Пацак. — Ну что, Мессир!
— Что их острова уже долгие годы подвергаются атаке морских чудовищ-убийц, а на самих островах постоянно орудуют кровавые психопаты. Только представь: каждый день десятки трупов. Журналисты отважно передавали репортажи с мест: показывали всех этих погибших людей — тела со вспоротыми животами, отрубленные руки и головы... Только за день, один единственный день — бывало до сотни жертв... Репортажи шли круглые сутки, нон-стоп, журналисты едва поспевали считать, сколько людей растерзано маньяками. А ведь еще атака морских чудовищ... Каждый день акулы-убийцы разрывали на части десятки рыбаков. В самых разных местах. Осаждали архипелаг буквально со всех сторон... Кромешный ад и на суше, и на море...
— Подожди, — попросил Пацак. — Не понял... Журналисты все сочиняли?
— Нет! Я же сказал: все — голая правда.
— Но если акулы атаковали острова со всех сторон, то почему же на том островке... ну, на этом острове Броди, почему его жители ничего не знали о том, что море кишит акулами-убийцами? И об этих маньяках...
— Потому что у них не было телевизора.
— Да при чем тут телевизор-то?!
— И все-таки идиот, прости господи... — вздохнул Лис. — Пацак, у вас в школе вообще арифметике учили?
Пацак обиженно засопел, зато остальных отпустило.
— Иными словами, — подвел мораль Батый, — у нас получилась подобная сеть, только не новостей, а чужих страхов и кошмаров... Но Дисней, Игорь, Стас? Они провали на самом деле.
— Для нас они пропали, — поправил я. — Мы их больше не видели. Мы не знаем, что с ними стало... Но это не значит, что Дисней и Игорян со Стасом в самом деле пропали в этих коридорах.
— Ну да, как же! — сказал Туз. — Перевели их! Одного прямо в трусах, а остальных посреди ночи! И кому они так срочно понадобились? Для чего?!
— Может быть, для того, чтобы мы гадали, куда же они делись...
— Ну да! Разыгрывают нас! И Шаман в нашем коридоре появился тоже только для того, чтобы мы от игр не отвлекались... Да ради чего?! А Перик чего такой напряженный стал? Это тоже розыгрыш? Может быть, ваша светлость заодно еще объяснят, для чего этот розыгрыш?
— Ну, напрашивается только одна версия, — заметил Лис.
— В студию!
— Выглядит все так, будто нас провоцируют.
— На что провоцируют?! И зачем?! И кому это нужно?! — взорвался Туз. — Ты сам-то себе веришь?!
— Первые три вопроса в яблочко, — сказал я, — а вот четвертый я поправлю: как это связано с играми?
— И пиратскими дисками, — сказал Лис.
— И это тоже... Пока мы не поймем, что тут происходит, лучше не паниковать и не делать глупостей... Не надо сходить с ума, Туз. Ладно?

***
Едва включился свет...
— Опять!
От чужого голоса я вскочил с кровати. И только когда увидел Пацака, он уже стоял у двери и напряженно вглядывался в календарь, — только теперь понял, что это был его голос. Только очень напряженный.
— Да... — пробормотал Туз.
Он тоже первым делом вскочил с кровати — и сразу к двери.
— И чего вам так этот плакат... — пробормотал Лис.
Но тут же сам метнулся к двери. Не ради плаката, а чтобы снять ложку с ручки. И выглянул в коридор. Между бетонных стен катилось, как перекличка:
— Все нормально?
— И у нас тихо...
— Так сегодня никто?..
— В пятой.
В пятой каюте...
— На самом деле, пока еще не пропал, — доложил Лис после разведки. — У Зайца догтэг сработал ночью, вот он и пошел. Правда, сначала долго упрашивал, чтобы кто-нибудь сходил с ним, подождал бы под дверью психолога, а потом вместе вернулись бы. Обещал, что потом сам будет каждый раз сопровождать. И Кеша, вроде бы, с ним пошел...
— Так их двое?..
— Нет, Кеша вернулся.
— А что случилось?
— Ну, сказал он, что дошел до конца коридора, и решил зайти в туалет, а Заяц его ждать не стал... Правда, их однокаютники говорят, что для похода в туалет Кеши не было слишком долго... Но может быть, и Заяц еще вернется. Он совсем перед подъемом ушел.
— Раньше догтэги никогда не срабатывали ночью, — заметил Батый.
— Это потому, — вдруг влез Пацак, — что он подобрался к Зайцу вплотную, а Заец его не заметили...
— Заткнись, Пацак! — сказал Лис. — Еще одно слово про твоего Шамана, и ночевать ты будешь в коридоре! Понял?
— А ведь майор опять скажет, что перевели их куда-то... — пробормотал Туз.

***
Вид у Перископа сегодня был еще похлеще, чем вчера. Даже привычная усмешечка не могла скрыть, что он не то растерян, не то зол.
— Может быть, и удастся что-то вытрясти... Лис? — скомандовал я.
Лис с шумом поднялся из-за стола и с размаху гаркнул:
— Товарищ прапорщик, разрешите обратиться!
В столовой наступила гробовая тишина.
— Или огрести по полной, — шепнул Туз краешком губ и на всякий случай уткнулся в свою тарелку.
Майор медленно обернулся.
— Како-ой я тебе прапорщик, салага слепая?
— Нехорошо, товарищ прапорщик, нашивать чужие погоны. Все равно никто не поверит, что за доставку мяса, пусть и пушечного, может отвечать майор.
— А, шутка юмора, боец, — помрачнел Перископ. — Бывает. Овса переел? Вид у тебя такой, будто ты думаешь, что сейчас что-то умное брякнул?
— Не думаю. Точно знаю! А еще я хотел узнать, почему вы все время трусливо юлите и не можете нам прямо, по-мужски сказать, что мы тут делаем?
У майора лицо налилось кровью, вздулись желваки... но нет, уже взял себя в руки. Усмехнулся, прищурился, со злым огоньком в глазах. Не вывел из себя его Лис, а вот на шутку пообиднее нарвался. Майор уже открыл рот... но Лис на опережение:
— Мы тут с друзьями поспорили, сколько ложных версий вы можете выдумать. Я считаю, не больше пяти. Больше пяти — это уже гражданский человек выйдет. Пять, не больше. Из них три уже было. Я бы хотел еще две ложные, а затем настоящую.
Насупился майор.
— Угу-у-у... — тянет с нехорошим прищуром. — Острим, пристаем, пытаем... Настойчивый такой, думаешь? Тонкий психолог?
— Не думаю, товарищ прапорщик. Знаю!
— Хамло ты трамвайное, тупое и упертое, а не психолог! Как, впрочем, и все вы, молодняк. Туповатые до ужаса, уж извини.
Только Лис не тушуется.
— Да ну?
— Не да ну, а так точно, рядовой! Воротничок застегнуть!
Лис стал красный, как рак. Пальцы с пуговицы срываются, пуговица в дырку не попадает.
— Вот та-ак!.. Туповатые, туповатые, — Перископ кивает. — А знаешь, почему? Потому что на гражданке много в игры играли. Хочешь знать, значит, для чего вас собрали? Изволь! Вот для того вас и отобрали, чтобы изучать, как мартышек, насколько вы отупели от этих игр. Еще вопросы есть?
— А разве игры отупляют?
Это Батый с фланга. Подкрался прямо за спину майору. Выдохнул слова ему в затылок, как контрольный выстрел. Майор аж вздрогнул. А Батый, как ни в чем ни бывало, дальше:
— Разве каждая игра не является процессом обучения, в широком смысле этого слова?
Перископа аж перекосило. Окрысился уже по-настоящему.
— Обучают?.. Чему обучают?! Как мышкой дрыгать?! Это, может, в универах на хороших кафедрах, это там делают такие модели виртуальности, которые заставляют мозги включаться. А эти ваши игры — на усредниловку рассчитаны. Построены на простейшем: действие игрока — мгновенный отклик в игре. Дернул мышку — на экране пробежали ступени и дверь стала ближе. Навел крестик, щелкнул мышкой — монстрик упал, лови следующего, вот и вся игра! Чем проще система взаимодействия, чем понятней модель игры самому тупому, чем быстрее и очевиднее мир игры реагирует на дрыганье мышкой, — тем игра успешнее и больше копий. Тетрис и Змейка — и то были интеллектуальнее, чем ваши современные! Прогресс индустрии развлечений, ох ты господи... Заточенность на посредственность! Наркотик примитивнейшей интерактивности!
— Спокойнее, товарищ прапорщик, спокойнее, — справа его Лис подсекает. — Очень артистично. Четвертая версия, мы уже поняли. Пятая будет, или сразу к правде перейдем?
— Версия?.. — майор аж красными пятнами пошел, и вдруг как рявкнет: — Бое-ец! А хорошо ли ты изучил матчасть? А ну-ка перечисли мне поражающие факторы гейминга!
Лис оторопел, но майор не давал передышки:
— Ну? Где? Почему от зубов не отскакивает?! — Он вскинул руку, принялся загибать пальцы: — Потеря самоконтроля! Отрыв от внешнего мира! Зацикленность на игровом процессе до восьми и более часов дней! А для чего? Я тебя спрашиваю, боец! Для чего нужна эта несущая частота?
— Несущая частоты?.. — на Лиса было жалко смотреть.
— Это что такое, боец?.. — нахмурился майор. — Не знаем даже главного поражающего фактора гейминга?.. А внимательно ли ты вникал в учебные материалы и наглядные пособия, боец?! Для кого висит вот этот вот плакатик, а?

***
Все-таки сбил с толку.
Может быть, еще и из-за Батый, он зачем-то пошел к этому плакату. А мы с Лисом уже привыкли, что Батый обычно глупостей не делает. Тут и остальной народ потянулся к плакату, — все следили, как Лис на Перископа охотится...
Плакат этот — самый тупой из всех, какие есть в столовой. На заднем плане — танки, взрывы, самолеты... Наворочено всего и побольше, сливается и рябит в глазах. Пародия на рекламный плакат к игре про войну.
А впереди на танке, прямо на пушке, сидит тетка, как ведьма на помеле. Этакая белокурая бестия женского пола, в одном кителе и чулках, не считая офицерской фуражки и туфель на шпильках. Коленочки сверкают, китель распирает тугая грудка, а над головой надпись: "КОМПУШКИ ДЕТЯМ НЕ ИГРУШКИ!"
— И что? — Тигран говорит. — Ну, видал я эту бабу... Я так понимаю, это для проверки, нормально ли нам брома докладывают... Нормально! Смотрю я на ее голые ляжки — и начинаю мечтать о селедках... Жирных, в маслице, с лучком...
— Кончай душу травить, извращенец! — взревел Бюрг, как самосвал на холостом ходу. Плюнул и прочь пошел. — Селедочка в маслице... С лучком, блин... Тут бы хоть кильки дали...
Когда про Перископа вспомнили, наш майор уже улизнул. Как растворился.
— Ну что, Лис? — Туз говорит. — Расскажи нам теперь, рыжая, почему виноград не вызрел?
Лис глазами сверкнул и уже рот раскрыл, но тут вдруг раздается:
— Вот она.
Это Батый. Все еще у плаката стоит.
— Вот она, — говорит, и в плакат тычет.
— Что?
— Несущая частота.
Батый не в девку тычет, а куда-то позади танка, на котором девка сидит. Если присмотреться... Там, где за танком должен быть след... Художник был старательный, прорисовал все до мелочей. Но не отпечатки от гусениц, а две такие ломаные змейки. В школьных учебниках так изображают радиосигнал, пришедший на антенну. И такой сигнал за каждой гусеницей тянется. Будто танк несется на двух радиоволнах.
— А вот и то, что на ней несется...
Батый переводит палец на сам танк. На колесо и катки в гусеницах... то есть это обычно, у нормальных танков, там ведущее колесо и катки. А у нашего танка там — компакт-диски. Сразу не заметно, весь танк под густой камуфляжной сеткой. А если присмотреться... Баки горючего — радиоприемники. Бруски активной защиты на броне — не то модемы, не то адаптеры вай-фай.
— И вот, — Батый показывает на пушку.
Пушка на конце не круглая, если приглядеться, а четырехгранная. И дуло на конце — тоже прямоугольное. И будто бы чуть выпуклая эта темнота. Как экран древнего телевизора...
Батый кивнул:
— Компушки...
— А компушки-то тут причем? — спросил Туз. — Компушки детям не игрушки... — Он пожал плечами: — Комп-ушки? Словообразование типа секритутка? Начало от одного слова и конец от другого? Комп-ютерные игр-ушки? Компушки... Но при чем тут игры-то? В них-то как раз дети и играют...
— Не комп-ушки, а ком-пушки, — раздельно проговорил Батый. — Второе слово вовсе не сокращено, просто замыленный глаз не отзывается. Лучше тогда с синонимом: коммуникационные гаубицы. Так яснее?
— Гаубица?.. — нахмурился Лис. — Коммуникационная?..
Туз хмыкнул.
— Черт, правда! Это же не танк, это же самоходка. Башня вон какая... Дуло как жерло, и задрано... Гаубица! По невесной херачит, из-за речки из-за гор. Ка-ак прилетит — и даже не узнаешь, с какой стороны старая косой махнула...
— Н-да. — Лис поджал губы. — Только конкретно эта херачит не из-за речки, видимо, а прямо из-за океана? И не снарядами, а через мониторы... Только что внутри у этого троянского коня индустрии развлечений?.. — Лис огляделся по сторонам, прищурился.
На других стенах разных плакатов еще штук десять.
— Я гляжу, тут вообще плакатики интересные. Я сначала подумал, оно все чисто для хохмы. Оживляж для улучшение пищеварения. Но если это все не совсем шутки...
Тогда это все уже совсем не шутки. Не просто так нас тут пичкают даровыми играми, как бесплатным сыром? Как бы этот бесплатный сыр не оказался с глистами. Заботливо выращенными в лабораторных условиях, специально отобранными и упакованными... Лорд-пробователь — должность важная, но быстропреходящая. Особенно когда на пиру у заклятого друга...
Наверно, я так задумался, что произнес это вслух. Все четверо уставились на меня.
И тут же завибрировал мой догтэг.

***
Не сходить с ума...
Легко сказать. Это я мог сказать им, и когда в комнате с живыми людьми, и в любой момент можешь вскочить с кровати, три шага, распахнуть дверь — и свет коридора, здесь он даже после отбоя.
Но когда сам идешь по этому лабиринту... Темнота и призрачный оранжевый свет...
Крак! Члу-у...Крак! Члу-у...
Я ничего не с собой поделать: невольно прислушивался, не донесется ли из боковых проходов какой-то звук... Далекие шаги... Ближе, ближе... Настигают меня... Шаги тех, на кого не реагирует реле...
А я ведь знаю, почему пропали Дисней и Игорян со Стасом...
Не сходи с ума! Если они и пропали, то только потому, что их забрали в психушку! Может быть, этих далеких шагов — вообще нет. Фантомы. Галлюцинации. Первые признаки, что сходишь с ума. А Дисней этого не понял, и все рассказал психологу. И психолог быстренько отправил его в психушку.
Надо держаться! Из этого бункера нас рано или поздно выпустят, — срок службы не безграничен. А может, и гораздо раньше. Может быть, совсем скоро! Надо только продержаться... Если отправят в психушку, вот там точно конец. Какая-нибудь военная шарашка-спец. До конца жизни будут гноить в смирительной рубашке, в резиновой камере-одиночке. Если и не был психом, свихнешься. И это еще...
СЛЕВА!
Я бы заорал, если бы мне не перехватило дыхание. Я шарахнулся назад, налетел на стену, но не оторвал глаз от... В боком проходе... Только что...
Пульс отдавался в ушах, я пытался рассмотреть в темноте... Только что видел... Но если там и был огромный силуэт, едва освещенный оранжевыми отблесками, то уже исчез. Словно в том месте пространство прошло рябью, как вода в аквариуме, на миг показало отражение какого-то другого мира — и тут же успокоилось.
Нет, нет, нет! Не сходи с ума! Ничего и не было! Этого не могло быть, потому что этого не может быть никогда!
Но я ясно чувствовал, что за мной наблюдают. А потом...
Шаги.
И так отчетливо... Совсем близко!
Какой-то миг я прислушивался: с какой стороны? А потом понял, что это бесполезно. Он не один! Эти шаги — лишь чтобы отвлечь! А их много... Только остальные крадутся совершенно бесшумно...

Не помню, как я долетел до кабинета психолога.
Свет лампы в глаза, монотонный голос — боже, какие пустяки! Зато здесь человек. Живой человек!
Я готов был уже плюнуть на все, рассказать ему все. И про шаги, и про силуэт... Это не видения! Не могут быть видения! Если это видения — то что же тогда реальность?! И я...
Не сказал.
Наверно, это обострившийся слух. Если уж за лампой мне не видно человека, я хотел хотя бы слышать его: дыхание, как он сглатывает, или откашливается...
Я прислушивался, но...
— Не отвлекаться! Решайте!
Зачем-то мне опять дали решать тест на ай-кью, будто за эти дни я мог сильно поумнеть. Я решал, но почти на автомате. Потому что по ту сторону стола, за слепящей лампой...
Я не слышал ничего. Ни дыхания, ни покашливания. Лишь иногда... Что это за звук? Будто прошуршит что-то. Что-то шершавое медленно, очень медленно движется по какой-то поверхности. А вот чуть иначе. Шершавое — по шершавому. И даже не шершавое, а чешуйчатое. Как кожа змеи... Или... Быстрее, чем одна змея... Щупальца...
— Не отвлекаться!
А за тестом — допрос. Этот вечный допрос, когда и в какие игры я играл. И вдруг:
— Вы в последнее время не заметили ничего странного?
И тихое шуршание за лампой, будто любовные ласки двух змей...
Я вдруг отчетливо понял, что Дисней и Игорян... Психушка? Господи, какие пустяки! Но они не свихнулись, нет. Просто увидели что-то... Заметили что-то такое, чего не должны были знать...
— Так не заметили ли вы чего-то странного?
Я заставил себя разлепить губы, постарался, чтобы мой голос звучал как можно естественнее:
— Странного? В каком смысле?
Я прислушался. Но теперь в темноте было тихо.
— В последние дни... Не отводить лицо от света!
Господи... А если эти шорохи — тоже чудятся мне?! Те шаги в лабиринте, и теперь это...
Но одно я знаю точно. Начинаю я сходить с ума, или все эти шаги и шорохи есть на самом деле, — я не должен про это говорить, если хочу выбраться отсюда.

***
Свет в нашем коридоре был избавлением.
Наконец-то светло! И все вокруг — знакомо, привычно. Стены, повороты, каждая ниш...
СЛЕВА!
Я замер, в один миг на меня накатило отчаяние — и здесь! Они уже и здесь...
Он проходил прямо через черное стекло в нише. Выбирался с той стороны — ко мне...
Но силуэт вздрогнул, обернулся — и оказалось, что это всего лишь Сова. В такой же, как и у меня, цветастой "пижаме". Забрался на выступ под стеклом, скрючился весь, пытаясь закрыться от света не только ладонями, но и всем корпусом.
Он спрыгнул на пол и, оглядываясь на меня, ушел по коридору. Где-то открылась и закрылась дверь.
Я постоял, переводя дух. Я весь взмок. Холодный, липкий пот.
Но, по крайней мере, наша каюта — вот она! Здесь был теплый свет, и привычно щелкали клавиатуры и мыши, жизнь продол...
Пять кресел, но только два заняты. Туза и Пацака нет.
А Лис и Батый лихо молотили по клавишам и дрыгали мышками, не замечая, что остались вдвоем... Будто заводные куклы, чужие, незнакомые...
Я с трудом удержал порыв выскочить из комнаты обратно в коридор.
— А где Туз и Пацак?
Собственный голос показался мне чужим, каким-то деревянным.
— А, Мессир... — Лис невесело ухмыльнулся. — В гости ушли. И блокнот у меня отобрали.
— Какой блокнот?
— Да Диснея...
— Зачем?
— Свои клочки у них кончились.
— Они решили составить карту... — задумчиво сказал Батый. — Каждый, кто сегодня ходил к психологу, записывал свой маршрут со всеми поворотами.
Каждый? — повторил я. Поглядел на нашего разносчика блох и слухов. — Лис?
Почему такие тектонические процессы идут незаметно от нас?
Лис, весь сморщившись, глядел в стол.
— Да как-то... Как-то они... Не знаю даже, как это они мимо меня просочились со своими порывами...
— Совсем ничего не знал? — мне даже забавно стало. Наверно, это потому что после страха.
— Нет, ну теперь-то, от Туза... Это Оркан и Хант замутили. Оркан, он с мехмата, а Хантер на физфаке. У них с пространственным мышлением хорошо. Решили, что смогут составить план. Прикинули, что им для этого надо. Объяснили каждому, что надо записывать и повороты, и боковые проходы, и сколько шагов между каждым проходом... Целую систему разработали...

***
В каюте у шахматистов было людно. Туз и Пацак были здесь. А в центре — Орканоид и Даркхантер. Выдвинув одну кровать как стол, они возились с грудой бумажных клочков.
Вот только особого оживления на лицах я не видел.
И на нас с Лисом как-то не очень приветливо поглядели.
— Зря вы нам не сказали, — Лис уже просочился к самому "столу". — Мессир бы тоже записал, как ходил... Чего такие грустные, не выходит? Мало инфы?
— Я бы не сказал, что ее мало... — пробормотал Оркан.
— А по-русски?
— Что-то не то выходит, — признался Хант.
— Или как раз то, — заметил Туз. — Как раз то, что нужно, чтобы ответить, что же здесь происходит...
— Да в чем дело-то?
— С геометрией здесь что-то не так...
— Если пытаешься обойти вокруг, то...
— Обойти что?
— То, что за стеклами! Зона бункера, которая с той стороны коридора! Что же еще!
— Вы хотите пробраться туда, к этим "окнам", с другой стороны?
— Хотели, да только не судьба. Туда не попасть. Нет ни одного прохода, ведущего туда. Если сворачивать всегда в одну сторону, то рано или поздно вернешься в наш коридор, только с другой стороны... А проходов в то место за стеклами — нет.
— Но как-то же туда попадают?..
— Да это бы еще хрен с ним! — перебил Хант. — Если судить по плану, эта зона... Должна бы быть круглой...
Должна?
— Да, должна! Только не выходит ни черта! Вот, видишь?
Хант шлепнул по двум листкам. На каждом наброски плана.
— Вот это, — дернул он первый листок, — если выйти с правого конца нашего коридора и идти против часовой. А это — если с левого конца выходить и обходить по часовой. Видишь?
Прорисованные куски лабиринта шли двумя арками, обходя с разных сторон белое пятно. Но когда Хант поднял листки, чтобы стали видны на просвет, и попытался наложить их один на другой, чтобы части планов соединились...
— Видишь? — сказал Оркан. — Не стыкуется ни черта! На одно и то же место — приходятся два разных варианта! Словно там, в коридорах, нет чего-то одного, определенного... А существуют одновременно два разных... И в какой из них попадешь, зависит от того, с какой стороны пойдешь... Выйдешь из нашего коридора слева — попадешь в один вариант, а выйдешь справа — в другой. И чем дальше от нашего коридора, в глубину за эту недоступную зону — тем больше разница... Там, позади этой зоны — уже все коридоры, переходы и ответвления, все совсем разное... Два варианта.
— Или же... — Хант поджал губы и весь сморщился, так не нравилась ему и эта возможность: — В принципе, эти два куска плана можно сшить, но только если периметр взять за полтора пи дэ... Почти два... Исказить метрику пространства, понимаешь?.. Что-то вроде того, как если бы мы обходили черную дыру по радиусу Шварцшильда, на границе разрыва... Но здесь?! Чтобы длина равномерно закругленной границы была не один пи дэ, как у обычного круга, а два?!
— И за стеклом... — вставил кто-то. — Там не просто ангар...
— Открытое пространство. И холм...
— А вверху — что-то вроде двух лун...
— Или два тусклых солнца?..

***
— Нас перекинуло куда-то, когда входили через тот огромный фоллаутовский шлюз... Или прямо здесь стык миров. Там, за стеклами — параллельный мир...
В темноте после отбоя все кажется возможным... Я встряхнулся.
— Пацак! Ты решил тоже научиться сочинять байки? Только не забудь предупредить, когда смеяться, ладно?
— Мессир, а ты сам-то пробовал смотреть через стекло? — спросил Туз.
— Кончай, Туз! — сказал Лис. — Это просто отражение от ламп в нашем коридоре. И ничего больше.
— А полтора пи дэ? Это тоже — кажется?
— Батый, — позвал я, — а ты можешь перепроверить их расчеты?
И голос Батыя — спокойный, мягкий, бальзам на издерганные нервы:
— Там нечего проверять, Мессир, все и так ясно: они ошиблись.
— Ошиблись? — хмыкнул Туз. — Да они вдвоем, независимо друг от друга план строили! А потом проверяли друг у друга!
— Не они ошиблись, раньше. Те, кто ходили. Ошибка измерения.
— У всех сразу? В один миг считать разучились, да? Не надо ля-ля, Батыйчик! Ошибка — такая штука, которая статистикой устраняется. Один на шаг добавил, другой на шаг отнял...
— Не устраняется, если ошибка систематическая.
— Какая? — влез Пацак.
— У всех в одну сторону.
— С какой стати?
— Диаметр той закрытой зоны они оценили, меряя шагами наш коридор. Здесь светло, много людей, спокойно. Их шаги были нормальной длины. А как их скауты измеряли коридоры? В темноте и одиночестве. А когда человек напряжен, он делает шаги меньше. Если бы они это учли, то куски плана почти сошлись бы.
— Лихо... — заметил Лис. — Я бы не допер.
— Ну да! В стеклах — отражения, в шагах — ошибки! Сами-то себе верите?! — Туз фыркнул. — Вас будут вести на бойню, так вы до последнего будете убеждать себя, что все в порядке, а запах крови — это просто случайно, и ствол в затылок — это тоже так, розыгрыш какой-нибудь... Да?!
— Ну конечно! — ответил Лис. — Лучше как ты! До последнего убеждать себя в том, что диски с играми тут ни при чем!
— Да при чем тут диски?!
— А для чего нас об этом спрашивают постоянно?! — взорвался и Лис. — Или это, по твоему, розыгрыш такой?! Тупо, день за днем, одно и то же выспрашивают по часу с лишним!
— А меня уже не спрашивают... — сказал Пацак.
— И меня больше не спрашивают! — сказал Туз.
— Я бы не спешил этому радоваться, — заметил Лис.
— Да хватит, Лис! Ну бред же! Если бы что-то такое и могло быть, то было бы прежде всего в фильмах! В игры не все играют, а уж фильмы-то все смотрят! Но что-то про фильмы нас не спрашивают! С чего бы это?
— А самому подумать? Слабо? Фильм человек глядит полтора часа, да еще может и отвлечься, или смотреть кусками. А игру — проходит несколько дней, и пока одно место не пройдет, в следующее не попадет. Все предсказуемо, каждая картинка, которую он видит. И времени на обработку подсознания куда больше — несколько заходов по несколько часов, и это как минимум. А уж если в игре удачный сетевой режим, и человек годами в одно и то же режется...
— Если это так опасно, тогда почему об этом не трубят во все трубы?
— Это значит показать америкосам, что мы знаем. А что будет дальше, ты подумал?
— И что такого будет? Земля налетит на небесную ось?
— Дурак ты, Туз. На два хода вперед подумать не можешь. Гонка вооружений будет, вот что! Технологию начнут активно совершенствовать. На наш щит — будет их новый меч. Вот тогда и до фильмов дойдет, наверно, и до роликов в тырнете... Это должно быть куда труднее, но если других путей не останется...
— На их новый меч — был бы наш новый щит!
— Ага... — хмыкнул Лис. — Только сначала сравни средства и возможности, которые могут бросить на это дело они, и какие возможности противостоять у наших? Пока наши знают про это зомбирование, и разобрались, как с этим можно бороться: все пиратки штампуются под крышей военных, и прежде чем копировать, во всех играх чуть подправляют фактуры и сэмплы, чтобы размыть какую-нибудь фигню, которая там может быть. Замаскирована под муар и шумы, а на самом деле промывает мозги. А в правильных пиратских дисках этого нет... У китайцев то же самое, по ходу. Уж они-то могли бы побороть пиратство на раз, если бы действительно захотели. Но они не делают этого. Почему, как ты думаешь? Самый удобный способ вытеснить опасные диски — издавать свои безопасные "пиратские", по более низкой цене... Но это хлипкая защита. Вдруг америкосы еще чего-то придумают? Еще хитрее?
— Ну и выдумаем защиту еще хитрее...
— Да? А если ты прозеваешь, на что нацелен новый удар? Или вообще не поймешь, как оно действует? Это тебе не стальные чушки на колесах, где все наглядно! Тут-то — информационные технологии. Тут если не знаешь, что именно искать — просто не заметишь. Даже не поймешь, что тебе уже промыли мозги. Может, уже делаешь то, что нужно какому-нибудь Карабасу из Пентагона, а сам и не догадываешься...
— Да все равно это бред! Даже если в игру можно встроить что-то такое — что толку-то?!
— В каком смысле — что толку? — опешил Лис.
— В прямом! Ну вот представь: пусть все новые призывники — зараженные. Зомби, которые перебьют всех офицеров, всех старослужащих... Всю пехоту, короче. Замечательно. Но как это поможет американцам, если у нас есть ядреный северный зверек? Наш удар возмездия никто не отменял. Если начнется серьезная заварушка, воевать будут не пехотой и танками, а ядерными ракетами! А до шахт с ракетами ни один зомбипризывник не доберется. Там дежурят только офицеры. И надо им — всего лишь повернуть пару ключей. А когда они эти ключики повернут, никому мало не покажется...
— Ну да. Если только из нашего ядреного северного зверька еще не сделали набивное чучело.
— Это как?
Лис хмыкнул:
— На любой ядерный ресурс — найдется свой Урановый Craft...

Одного эфэсбэшника отправили в Арзамас-16, проверять работу системы безопасности. Ну так, для галочки, — положено.
Сидеть там надо было все лето, поэтому отправили совсем молодого стажера. Он и поехал вместе с женой-студенткой. Прежде чем отправиться в сборочные цеха, сначала ходил по лабораториям. Там с режимом секретности полный порядок, только... так, мелочь одна: сколько ни пытался, никак не смог разговорить в курилке ни одного человека. Вроде, все делает как надо, с хитрыми психологическими приемчиками, как учили, — а ни фига. На него все равно настороженно косятся. Он заговорит — а ему пару слов в ответ буркнут, и все, да еще насвистят коротенькую мелодию, будто в насмешку. Стажеру это надоело, и он с досады тоже насвистел эту темку из "X-files" — то есть ему показалось, что это та мелодия. Но тут вся курилка разом затихла. Таращатся на него, как на уродца.
Оказалось, это не из фильма, а из игры. Кто-то из ядерщиков был недавно на конференции в Штатах, и там ему американские коллеги подарили забавный вариант StarCraft'а: танков нет, из пехоты только специалисты, а главное, ядерных бомб не один вид, а много, самые разные, и после взрывов остается заражение. У специалистов же есть счетчики Гейгера, можно апгрейдить против радиации... ну, в общем, специально для ядерщиков мод. И не поделка на скорую руку, а очень хорошо все сбалансировано, даже движок подправлен, модельки крупнее прорисованы, куча новых заставок...
Тут же притащили ему диск с игрой, всучили, наперебой нахваливая, и взяли торжественное обещание, что он обязательно, вот прямо сегодня же вечером, убедится сам, какая отличная игра.
На следующее утро, едва зашел в институт, к нему сразу: ну что, играл? понравилась? И насвистывают ту мелодию. В игре она — если выделить ядерную пристройку. Ну, стажер, ясное дело, кивает. Понравилось, а как же. И даже мелодию подсвистывает — он ее хорошо заучил за вечер. Сам он не играл, ему надо было рапорты строчить, а на втором ноуте его жена играла. Вообще она игры не любила, но в этой глухомани скучно, вот и решила попробовать...
Вечером стажер приходит в общежитие, где их с женой устроили — а обычного ужина нет. Вместо еды: милый, милый! поиграй! ужас, какая прелесть! А у самой глаза красные, целый день играла.
На следующий день в институте — опять про игру, каждый разговор начинается с насвиста мелодии. А вечером в общаге — жена от компьютера не отлезает. Хотя раньше никогда запоем не играла. Так, от случая к случаю... На третий день, когда опять ни завтрака, ни ужина, стажер начал потихоньку звереть и скандалы закатывать — но все равно. Только отвлечется — как жена уже за вторым ноутом сидит, и из динамиков раз за разом эта прилипчивая мелодия...
И вдруг стихло. Ни музыки, ни взрывов, ни рапортов. Он глядит — жена за ноутом сидит, очень сосредоточенная, будто читает что-то важное. Так увлечена, что он даже решил ее не отвлекать. Потом, когда они наспех бутербродами ужинали, спрашивает ее: что читала-то такое интересное? Она на него смотрит, как овца на новые ворота. Читала? Я? Я играла. Ну да, он говорит, играла, а потом читала. Я же видел. Нет, она говорит. Играла, и только. Ты, милый, верно, переутомился с этими своими отчетами и документацией по техпроцессам?
И следующим вечером: играла, играла, и вдруг затихла за ноутом. Опять что-то читает. И опять с таким сосредоточенным видом, будто не здесь сидит, а где-то по ту сторону экрана витает. Ну, он тихонько поднялся, хотел к ней подойти и через плечо заглянуть — но тут старый паркет под ногой скрипнул, жена тут же рукой дернула — и на экране все изменилось. Стажер сбоку был, ничего не успел разглядеть. Из динамиков уже музыка раздается, стрельба, разрывы, прямо разгар битвы, а жена мышкой шустро-шустро команды раздает, будто и не читала миг назад...
А в институте, в курилке: ну что, вчера играл? Крутая игрушка, да? И мелодию насвистывают. А дома жена... Играет-играет, потом вдруг затихнет... Но только он попытается к ней подойти — как тут же играть начинает. А когда он ее спрашивает, что же она только что читала, — она только смеется и пальцем у виска крутит. Ты переутомился, милый. Как же ты мог видеть, будто я что-то читала — когда я играла? Уж мне ли не знать, что я делала?
А сама стала садиться так, чтобы к мужу всегда лицом. От ноута — одна крышка видна.
Тогда стажер, пока жены не было, поставил на подоконнике, за ее креслом, мобильный. Газетками прикрыл, только глазок камеры оставил. А утром стал смотреть, что же наснимал...
Лис вдруг затих, прислушивался к чему-то в коридоре.
— И что? — шепотом поторопил Пацак.
— Да почти ничего. В телефоне же камера лажовая, да еще снималось издали, и под углом. Попробуй разбери, что было на мониторе... Но точно не игра. Какие-то разводы, а поверх них надпись. И еще какая-то рябь по экрану бегает: туда-сюда, туда-сюда...
— И что сказала жена, когда он ей это показал?
— Да жена как раз под душ залезла, а ему надо было уже убегать. Его сегодня должны были везти на сам завод. А там режим секретности, пропуска строго по времени — опаздывать нельзя. И вот подъезжает он к сборочным цехам, к проходной. Там автоматчики, рамки, детекторы радиоактивности, все дела... Вдруг видит, прямо за его машиной пристроилась другая. Странная такая. Сама белая, но со всех сторон разрисованная будто огромными оранжевыми печатями: такие прямоугольные рамки, а внутри одно слово.
— Что за слово?
Но Лис продолжал:
— И вот идет он к проходной, дает пропуск охранникам, их там сразу четверо, а из той машины вылезает человек. Одет в комбинезон, вроде полевой формы, только расцветка странная — сам комбинезон белый, а вместо распятновки — оранжевые оттиски, такие же как и на машине, только поменьше. И идет следом за стажером.
Охранника у стажера пропуск взяли, по расписанию проверили, но обратно не отдают. Смотрят на стажера внимательно, ничего не говоря, только автоматы крепче стискивают, и вдруг все четверо начинают насвистывать одну и ту же мелодию...
— Из той игры?
— Насвистели до середины, и вдруг замолкли. И как-то странно смотрят на стажера. Будто ждут чего-то... Ну, стажер на всякий случай досвистел конец мелодии. Тогда они оттаяли малость, улыбаться начали, и начинают проверять, как полагается: сканируют отпечатки пальцев, радужку глаза, тепловое фото лица, — ну, все дела, разве что кровь из пальца на анализ ДНК не берут... И тут стажер видит, что тот человек в белом комбинезоне — уже в проходной стоит. Охранники на него внимания не обращают, а человек внимательно смотрит на стажера. Наконец, стажера проверили, пропускают внутрь — а тот, в комбинезоне, следом пристраивается. И прямо так и проходит, безо всякой проверки.
— А охранники?!
— А охранники на него даже внимания не обращают.
— А стажер?!
— Ну, стажер, конечно, помялся... Но решил, что это у местных розыгрыш такой. Ну, военные любят такие шкварки, когда новеньких прописывают. В общем, пожал плечами, и дальше пошел. И вот идет он по заводу...
Лис замолчал. В коридоре мимо нашей двери кто-то прошел.
— И что? — шепотом позвал Пацак.
— И вот идет он по заводу, — тихо заговорил Лис, — и вдруг замечает, что в коридорах, вопреки всем инструкциям, какие-то тележки стоят с коробками, в другом месте вообще штабель ящиков вдоль стены... И все эти ящики и коробки — обтянуты тканью... Белой, но словно в печатях вся. А внутри печатей — одно и то же слово...
— А стажер? Он же должен был проверять режим!
— Ну да. Ему это все очень не понравилось. И он уже дозрел, чтобы потребовать объяснений, в чем дело, — и тут видит, навстречу ему по коридору...

БАЛТИМОРСКАЯ МАТРЕШКА
0 1(o)
1(j)
2 3 4
4(k)
Иван Тропов
ГЛАВНАЯ